Какие виды диалога в танго есть и как это связано с отношениями клиент-терапевт?
Мои наблюдения за разными парами в танго подсказали несколько аналогий с отношениями клиент-психолог. Я заметила, что на паркете разворачиваются чаще других четыре варианта взаимодействия в паре.
1. Вот проскакал мимо бодрый партнер – у него явно на челе замысел куда ее привести и как быстро, он посматривает довольный в зеркало, а партнерша не встраивается в его схему (ну вот ведь, неумеха попалась, думает он). Она же сучит беспомощно ножками, явно не успевает за своим Наполеоном. Он ее в упор не видит.

Это же может происходить в отношениях в кабинете психолога, когда он всегда на шаг впереди клиента - первый спрашивает, первый говорит, первый прерывает молчание, считает себя экспертом в его опыте, и, вообще, много чего начитался. В разговоре с клиентом бывало зайдешься в концептуализации чувств клиента и как давай заходиться со своей схемотерапией по его тревожному расстройству. Клиент грустит и вздыхает: «Вот ведь попал я к этой Мальвине ученой…». И тут вспоминаю опыт танго и прислушиваюсь: «А как ему со мной сейчас? В чем он нуждается? Точно в моих интерпретациях про негативный материнский комплекс…?».
2. Другая пара все время прерывается и себя останавливает так, как будто в ней завелся тролль-самоед. Шаг – ой, я не туда, извините, болео* ведь не так делают. Дайте переделаю, давайте сначала, надо ведь идеальное и сразу. Установка «ошибаться-это ошибка» в танго как и в терапии губит спонтанность и игру.
Так и психолог съедает себя, что не так среагировал, не так провел консультацию, неверно отразил и т.д. Эх, пойду поучусь снова на психодраму, может полегчает. Когда я попадаю в эту ловушку стыда, то начинаю суетиться, подхваливать клиента, искать его одобрения и … покупать новые курсы.


3. А вот еще вариант связи в паре. Она - звезда танцпола, фаллическая женщина-автоном. Делает всю работу в паре, пыхтит, а ее и не просили. Рвется, закруживает свою кольгаду*, успевает дрыгать ногой и поглядывать на тренера: «ну как, мол, ты понял, что я талантище, сейчас сбацаю еще и кадену*».
Ее партнер грустит и беспомощно вздыхает, думает от пропущенном футболе и теряет веру в свою инициативу. «Эх, надо было крепкий орешек-3 пересмотреть»…проносится в его голове.
Если мостик кинуть на терапию, то этот про отношения, когда терапевт, как одиночка, «танцующий с идеями», быстро задает вопросы, сам на них отвечает, рассказывает про способы поуправлять ситуацией клиента, да еще и предлагает ему задание на дом. Психолог в этом случае как бы предлагает клиенту роль «ребенок терапевта» и усыпляет волю клиента своим контролем, замещая его психические функции рефлексии и принятия решений.


4. А вот другая конфигурация связи в паре – «висящая партнерша». Она быстро теряет свою ось, беспомощно повисает на его руках, не проявлена в контакте с партнером, чтобы она начала двигаться нужно его давление. Диалога нет, т.к. ему для ведения в паре нужна опора на ее самостоятельность. Он не может ее слышать, проваливается в ее зависимость. Такое послушание, слияние в танго с потерей плотности границы контакта, быстро приводит к двум сценариям. Либо к давлению с его стороны, партнер начинает героически ее таскать на себе по залу, либо к оцепенению, энергия в паре гаснет, тк нет взаимности. Ведь слияние, как ни странно, это не про взаимность – я не чувствую ни себя, ни другого человека.

В терапии этот тип отношений проявляется как слияние, когда психолог не различает где его чувства, где клиента, захватывается его тревогой и не выдерживает пауз или начинает что-то специально делать в терапии (о! проведу-ка я клиента через этапы коуч-беседы по модели GROW) и двигается в сторону своих желаний и потребностей, принимая их за клиентские («вам надо обязательно разозлиться на маму»).
В слиянии психолог, например, может опекать клиента, который жалуется и проявляет беспомощность, начинает выступать его защитником от родительских фигур.
Еще одно проявление – психолог избегает любой конфронтации (не завершает терапию годами, комфортно беседуя на разные темы, добавляет время к сессии, одобряет клиента, снижает оплату).
Вот такое очо* назад получается…
*название движений в танго
Made on
Tilda